Пользователь
Пароль
Прогноз погоды
Курсы валют

НБ РБ   23.07.2018

1 евро2.3272 бел.руб.
10 злотый5.3815 бел.руб.
100 росс.руб.3.1481 бел.руб.
100 укр.гривна7.5582 бел.руб.
1 долл.США1.9984 бел.руб.
Статьи: Политика

Пять спорных вопросов в отношениях Европейского союза и России

Перед саммитом ЕС – Россия Deutsche Welle выбрала главные темы, по которым Брюссель и Москва пока не смогли договориться
Во вторник, 28 января 2014 года, на саммите ЕС — Россия в Брюсселе президенту Владимиру Путину предстоит обсудить с руководством Европейского союза широкий спектр вопросов: от внешней политики до торговых связей. Сделать это они намерены всего за два с небольшим часа. Нынешняя встреча — одна из самых коротких в истории аналогичных саммитов. Программа саммита была сведена до минимума по взаимной договоренности, заверяют в Брюсселе. Сокращено и число переговорщиков. По словам дипломатов, более закрытый формат встречи позволит лидерам ЕС и России откровенно поговорить о наболевшем. Deutsche Welle выбрала основные спорные моменты в отношениях Брюсселя и Москвы. Перевод статьи публикует «ИноСМИ.RU».

Влияние на постсоветском пространстве

Одним из ключевых противоречий остается политика в отношении бывших советских республик. В ответ на звучащую со стороны Москвы критику инициативы ЕС «Восточное партнерство» многие европейские политики указывают на имперские амбиции Кремля, обвиняя его в попытках оказать давление на ближайших соседей.

Программа «Восточное партнерство» действует с 2009 года и предполагает поддержку демократических реформ в странах-участницах — Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдавии и на Украине, — их постепенное экономическое сближение с ЕС, хотя и не подразумевает последующего членства.

Москва развивает собственный интеграционный проект — Таможенный, а впоследствии Евразийский союз. При этом российские власти неоднократно предупреждали соседние страны о том, что ассоциация с ЕС может негативно отразиться на торговых связях с Москвой. В сентябре 2013 года президент Владимир Путин заявил, что Россия будет принимать ограничительные меры для защиты своего рынка, если после ассоциации с ЕС на него хлынут товары из стран СНГ, якобы выдавливаемые продукцией европейских конкурентов. От достигнутых ранее договоренностей с ЕС отказались Украина и Армения. Ереван уже начал процедуру присоединения к Таможенному союзу.

Визовые вопросы

Российская сторона возлагала большие надежды на очередной саммит, рассчитывая на нем подписать соглашение об облегчении визового режима со странами ЕС. Однако в преддверии встречи в Брюсселе выяснилось, что европейские партнеры потребовали дополнительных консультаций по уже, как уверяет Москва, готовому соглашению. В качестве одного из препятствий для облегчения визового режима Брюссель называл требование России предоставлять персональные данные авиапассажиров из Европы. Ожидается, что теперь документ может быть подписан на встрече лидеров России и ЕС в июне 2014 года.

Россия также рассчитывает в этом году начать переговоры по соглашению о полной отмене виз. Однако в Брюсселе четко дают понять, что безвизовый режим — это отдаленная перспектива. Как говорится в представленном в конце декабря 2013 года докладе Еврокомиссии, для его установления России необходимо устранить ряд проблем, в том числе в сфере прав человека, контроля за миграцией и в борьбе с коррупцией.

Российский МИД неоднократно критиковал позицию ЕС по визовым вопросам. Глава ведомства Сергей Лавров полагает, что Брюссель намеренно затягивает работу, считая политически нецелесообразным облегчить визовые формальности с Россией раньше, чем со странами «Восточного партнерства».

Новое базовое соглашение

Новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией призвано заменить документ, вступивший в силу в 1997 году. Срок действия этого договора истек в 2007 году. По условиям соглашения, оно автоматически продлевается каждый год, пока ЕС и Россия не утвердят новый документ.

Переговоры по этому вопросу начались в 2008 году, однако еще далеки от завершения. Москва ожидает, что новый, 13-й раунд переговоров состоится сразу после нынешнего саммита. При этом Евросоюз хотел бы видеть частью нового договора дальнейшую либерализацию торговли. Торговые отношения сторон в ряде отраслей осложнились после вступления России в ВТО в августе 2012 года.

ЕС критиковал меры Москвы по защите внутреннего рынка: введение утилизационного сбора на автомобили, запрет импорта живых свиней и повышение ввозных пошлин на грузовики из ряда европейских стран. По данным независимой мониторинговой службы Global Trade Alert, в 2013 году Россия ввела больше протекционистских мер, чем любая другая страна.

Транссибирские роялти

С советских времен иностранные компании платят «Аэрофлоту» сбор за право пролета над территорией Сибири. Согласно оценкам экспертов, эта сумма может составлять от 200 до 500 миллионов долларов в год.

Европейские авиакомпании требуют отмены платежей, которые представляют для них значительные расходы. Россия обещала отменить роялти с 1 января 2014 года, но изменила позицию после решения ЕС ввести плату за выброс парниковых газов самолетами, пролетающими над его территорией.

В четверг, 16 января 2014 года, ЕС и Россия обсудили изменение системы оплаты, однако о результатах переговоров не сообщалось. Накануне саммита в российском министерстве транспорта не смогли оперативно прокомментировать, были ли сохранены платежи.

Предоставление данных авиапассажиров

Россия планировала с 1 июля 2013 года ввести новые правила, согласно которым европейские авиакомпании, осуществляющие перевозки по территории страны, должны предоставлять Москве персональные данные пассажиров. В ЕС заявили, что требование противоречит европейскому законодательству.

В итоге Москва согласилась отложить введение новых правил. Представитель Европейского Союза в России Вигаудас Ушацкас заявил в интервью Deutsche Welle, что в решении вопроса «прогресс есть»: требование Москвы по предоставлению данных должно быть прописано в двухстороннем договоре.

источник - prof-press.by 
Дата публикации: 10:04 29.01.2014